<<< обратно

 

 

Аракс «Москва

«Аракс» — это не просто московская группа. Это — живая легенда отечественного хард-рока. «Аракс» пер­вым вывел хард-рок на большие официальные площадки, был пионером этого не слишком поощряемого в те годы официальными организациями стиля. Образован в конце 60-х на экономическом факультете МГУ. Название группе дала небольшая, но бурная река, протекающая в Закав­казье. И, пожалуй, название — это единственное, что напоминало к 1973 г. о первоначальном составе группы. К этому времени в составе «Аракса» играли уже практи­чески только московские музыканты. Руководителем группы был Юрий Шахназаров, и именно он способствовал переходу группы в театр им. Ленинского комсомола. В театре «Араке» участвовал в спектаклях «Тиль», «Авто-град-ХХ», а также спектакле «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и в записи пластинки с одноименным названи­ем. Одновременно группа выступала в Москве и области. В 1976—1977 годах стабилизировался ее состав: Юрий Шахназаров — гитара, Сергей Беликов — вокал, бас, Сер­гей Рудницкий — клавишные, гитара, Вадим Голутвин — гитара (экс-«Веселые ребята») и Анатолий Абрамов — ударные.

Но в 1978 г. в сопровождающий состав А. Пугачевой ушел Шахназаров. На его место в группу пришел ярый при­верженец «блэкморовского» стиля Тимур Марделейшви-ли, игравший до этого во многих малоизвестных группах, последней из которых была «Виктория».

Одновременно с работой в театре и гастрольной деятельностью «А.» сотрудничает с композитором А.Зацепиным (записывает его музыку к кинофильмам), аккомпанирует Ю. Антонову. К тому времени с «А.» уже начинает петь Анатолий Алешин (экс-«Веселые ребята»).

Летом 1979 г. группа приступила к записи диска «Коло­кол тревоги», на котором одна сторона была отдана груп­пе, другая — Ю. Антонову в сопровождении «А.». Выход пластинки был анонсирован прессой, но, уже записанная, она так и не вышла. Впоследствии Антонов выпустил все свои песни, записанные для «Колокола тревоги» на раз­личных миньонах, в своих альбомах, сборниках. Материал, записанный «А.», не появился и по сей день.

В 1980 г. «А.» покидает театр и становится первой про­фессиональной хард-роковой группой в стране. Работает от Московской областной филармонии. После ряда успеш­ных гастролей из «Аракса» уходит Беликов. Он предпочел сольную карьеру. На его место берут Евгения Маргулиса (экс-«Машина времени», «Воскресение»). В таком составе «Араке» работает до лета 1982 г. Летом из-за перелома руки группу на некоторое время оставляет Абрамов и его подменяет Николай Чунусов (экс-«Круиз»). Вскоре уходит Голутвин.

Мощная и экспрессивная музыка группы чересчур уж выделялась на фоне властвовавших тогда шлягеров, и деятельность «А.» была искусственно пресечена: в октя­бре 1982 г. он был расформирован.

Музыканты не сдавались — в октябре того же года появился проект «Феникс», в котором играли Марделейш-вили, Абрамов, Маргулис, певец Николай Парфенюк и клавишник Сергей Шмелев. Иногда ребята позволяли себе выступать под афишами «Аракса», но в итоге их опять настигли... и «Феникс» стал «Ветром», а потом «Гло­бусом», но из этого ничего не вышло. Напомним лишь, что через «Феникс» прошел басист Александр Миньков (се­годня в «Парке Горького»).

После окончательного распада в 1983 году пути музы­кантов разошлись. Но в 1989 г. легенда ожила!

В новый состав «Аракса» вошли: Абрамов, Рудницкий, Парфенюк, басист Сергей Рыжов (экс-«Динамик») и гита­рист Сергей Березкин (экс-«Рок-ателье»). Сессионное участие в проекте принимает Тимур Марделейшвили.

 


АРАКС, рок-группа (Москва).

Группа, о которой можно сказать: вы слышали ее гораздо чаще, нежели можете себе представить, стартовала в самом начале 60-х годов, выступала на подпольных концертах и танцплощадках, работала в театре и записывалась со многими известными исполнителями (причем, как правило, анонимно).
Оригинальный состав АРАКСА — Юрий Саахов (соло-гитара), Эдуард Касабов (бас, вокал) и его брат Гарик Касабов (барабаны) — появился на свет весной 1971 на экономическом факультете Московского государственного университета. Все его участники были родом из Азербайджана, что и определило выбор названия (Аракс — река на границе с Турцией и Ираном, бурный характер которой был под стать напору рок-н-ролла). Смены состава, неизбежные для студенческих групп, обычно подверженных воздействию сессий и дипломных работ, привели к тому, что через пару лет название осталось единственным, что связывало АРАКС с его корнями.
В составе: Касабов (бас, вокал), Юрий Шахназаров (гитара), Александр Буйнов (клавишные), Александр Лерман (вокал) (последние трое пришли из СКОМОРОХОВ) и Борис Багрычев (барабаны) — АРАКС играл на танцах в подмосковных Люберцах, где его в середине 1973 и услышал впервые Марк Захаров, в ту пору ставший главным режиссером московского театра им. Ленинского Комсомола.
Захаров, который был захвачен идеями создания нового театра, искал группу для участия в своих революционных по тем временам постановках. АРАКС с его профессиональным подходом и мощным ансамблевым звучанием, стал для него идеальным вариантом.
В середине 70-х годов группа участвовала в спектаклях Ленкома Тиль (1974) и Автоград ХХI (1975), а также изредка выступала с концертами в Москве и ее окрестностях. Ее состав в этот период довольно часто менялся: Буйнов почти сразу же ушел к ВЕСЕЛЫМ РЕБЯТАМ и его сменил Сергей Рудницкий (клавишные, гитара, бас); Багрычев уступил место за барабанами Александру Даниловичу, а тот, в свою очередь, Анатолию Абрамову из ВИСОКОСНОГО ЛЕТА; Лерман собрал свои ВЕТРЫ ПЕРЕМЕН, Касабов ушел, из люберецкой самодеятельной группы МЫ появился певец и басист Сергей Беликов. Наконец, в феврале 1978 из ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ в АРАКС был приглашен блестящий гитарист Вадим Голутвин. Помимо работы в театре, участники АРАКСА снялись в эпизодической роли в кинокомедии Георгия Данелии Афоня, где спели свой тогдашний хит  Мемуары (на стихи будущего текстовика КРУИЗА Валерия Сауткина).
В 1978 в составе: Шахназаров, Голутвин, Беликов, Рудницкий и Абрамов, АРАКС принял участие в, пожалуй, самой популярной постановке Ленкома тех лет — спектакле Звезда и смерть Хоакина Мурьеты (музыка А. Рыбникова, либретто П. Грушко по мотивам поэмы П. Неруды). Спектакль с его оригинальным сюжетом, который романтизировал биографию чилийского разбойника-аутло, множеством запоминающихся мелодий, жестким рок-н-ролльным звучанием и весьма смелой сценографией, сразу стал событием как театральной, так и музыкальной жизни столицы, а затем и всей страны. Вскоре он был записан на Мелодии и вышел двойным альбомом, пользовавшимся колоссальным успехом.
В сентябре 1978 Шахназаров, который был организующей силой АРАКСА на всем протяжении его театральной эпопеи, ушел в РЕЦИТАЛ Аллы Пугачевой. На его место из джаз-роковой ВИКТОРИИ пришел виртуозный Тимур Мардалейшвили, а в начале 1979 состав группы усилил скрипач и певец ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ Анатолий Алешин. Высокий профессиональный уровень обусловил постоянный спрос на АРАКС как на сессионных музыкантов: в конце 70-х годов они принимали участие в записи музыки Александра Зацепина к телефильмам 31 июня и Узнай меня, тогда же началось их длительное сотрудничество с Юрием Антоновым.
Новый всплеск интереса к отечественному року, фестиваль Весенние ритмы в Тбилиси (куда АРАКС был приглашен, но не поехал) и частичная легализация ряда подпольных групп подвигли АРАКС на уход из театра на условно-вольные филармонические хлеба — в апреле 1980 они стали артистами Росконцерта. (Их место в театре тут же заняло РОК-АТЕЛЬЕ Криса Кельми) Той же весной группа записала на Мелодии материал своего дебютного диска  Колокол тревоги (он так и не был издан), летом приступили к работе над новой программой Дай нам сил, Земля (заглавный двенадцатиминутный номер звучал на ее концертах, еще несколько песен тоже были записаны, но в то время не изданы). АРАКС много гастролировал, отлично звучал живьем и исполнял на сцене как собственный материал, так и англоязычные стандарты хард-рока.
В октябре 1980 Беликов решил вернуться в САМОЦВЕТЫ. Его место занял Евгений Маргулис из находившегося в стадии распада ВОСКРЕСЕНИЯ. Вместе с ним в АРАКСЕ появились песни его коллеги по ВОСКРЕСЕНИЮ Алексея Романова:  Солнцем освещенная дорога, Снилось мне, Мне достаточно просто удачи. В этом составе АРАКС играл до осени 1981, а в августе 1982 был официально распущен указом Министерства культуры РСФСР.
Рудницкий, а за ним и Маргулис ушли в новую группу Юрия Антонова АЭРОБУС, а Абрамов и Мардалейшвили стали участниками группы Стаса Намина, однако весной 1983 покинули ее, прихватив с собой наминского басиста Александра Минькова, и возродили идею (и отчасти репертуар) АРАКСА в новой группе с многозначительным названием ФЕНИКС. В 1985 группа была вынуждена сменить имя на ВЕТЕР, потом стала ГЛОБУСОМ, но, в конце концов, распалась около 1986.
Лишь в 1989, когда большинство идеологических бастионов безвозвратно рухнуло, Рудницкий смог реорганизовать АРАКС. В осовремененную версию группы вошли Абрамов, Парфенюк, бывший басист ДИНАМИКА Сергей Рыжов и экс-гитарист РОК-АТЕЛЬЕ Сергей Березкин.

Андрей Бурлака

Дискография:

Звезда и смерть Хоакина Мурьеты (Мелодия, LP, 1978; L-Junction, 1997)
Аракс (A-RAM, 1994)
Кружатся диски 1970—80 (Мелодия, 1996)

 

 

 

Hosted by uCoz