Аракс «Москва
«Аракс» —
это не просто московская группа. Это — живая легенда отечественного
хард-рока. «Аракс» первым вывел хард-рок на большие официальные площадки,
был пионером этого не слишком поощряемого в те годы официальными
организациями стиля. Образован в конце 60-х на экономическом факультете МГУ.
Название группе дала небольшая, но бурная река, протекающая в Закавказье. И,
пожалуй, название — это единственное, что напоминало к 1973 г. о
первоначальном составе группы. К этому времени в составе «Аракса» играли уже
практически только московские музыканты. Руководителем группы был Юрий
Шахназаров, и именно он способствовал переходу группы в театр им. Ленинского
комсомола. В театре «Араке» участвовал в спектаклях «Тиль», «Авто-град-ХХ», а
также спектакле «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и в записи пластинки с
одноименным названием. Одновременно группа выступала в Москве и области. В
1976—1977 годах стабилизировался ее состав: Юрий Шахназаров — гитара, Сергей
Беликов — вокал, бас, Сергей Рудницкий — клавишные, гитара, Вадим Голутвин —
гитара (экс-«Веселые ребята») и Анатолий Абрамов — ударные.
Но в 1978 г. в
сопровождающий состав А. Пугачевой ушел Шахназаров. На его место в группу
пришел ярый приверженец «блэкморовского» стиля Тимур Марделейшви-ли,
игравший до этого во многих малоизвестных группах, последней из которых была
«Виктория».
Одновременно с
работой в театре и гастрольной деятельностью «А.» сотрудничает с композитором
А.Зацепиным (записывает его музыку к кинофильмам), аккомпанирует Ю. Антонову.
К тому времени с «А.» уже начинает петь Анатолий Алешин (экс-«Веселые
ребята»).
Летом 1979 г.
группа приступила к записи диска «Колокол тревоги», на котором одна сторона
была отдана группе, другая — Ю. Антонову в сопровождении «А.». Выход
пластинки был анонсирован прессой, но, уже записанная, она так и не вышла.
Впоследствии Антонов выпустил все свои песни, записанные для «Колокола
тревоги» на различных миньонах, в своих альбомах, сборниках. Материал,
записанный «А.», не появился и по сей день.
В 1980 г. «А.»
покидает театр и становится первой профессиональной хард-роковой группой в
стране. Работает от Московской областной филармонии. После ряда успешных
гастролей из «Аракса» уходит Беликов. Он предпочел сольную карьеру. На его
место берут Евгения Маргулиса (экс-«Машина времени», «Воскресение»). В таком
составе «Араке» работает до лета 1982 г. Летом из-за перелома руки группу на
некоторое время оставляет Абрамов и его подменяет Николай Чунусов
(экс-«Круиз»). Вскоре уходит Голутвин.
Мощная и
экспрессивная музыка группы чересчур уж выделялась на фоне властвовавших
тогда шлягеров, и деятельность «А.» была искусственно пресечена: в октябре
1982 г. он был расформирован.
Музыканты не
сдавались — в октябре того же года появился проект «Феникс», в котором играли
Марделейш-вили, Абрамов, Маргулис, певец Николай Парфенюк и клавишник Сергей
Шмелев. Иногда ребята позволяли себе выступать под афишами «Аракса», но в
итоге их опять настигли... и «Феникс» стал «Ветром», а потом «Глобусом», но
из этого ничего не вышло. Напомним лишь, что через «Феникс» прошел басист
Александр Миньков (сегодня в «Парке Горького»).
После
окончательного распада в 1983 году пути музыкантов разошлись. Но в 1989 г.
легенда ожила!
В новый состав
«Аракса» вошли: Абрамов, Рудницкий, Парфенюк, басист Сергей Рыжов
(экс-«Динамик») и гитарист Сергей Березкин (экс-«Рок-ателье»). Сессионное
участие в проекте принимает Тимур Марделейшвили.
АРАКС, рок-группа (Москва).
Группа, о которой можно сказать: вы слышали
ее гораздо чаще, нежели можете себе представить, стартовала в самом начале
60-х годов, выступала на подпольных концертах и танцплощадках, работала в
театре и записывалась со многими известными исполнителями (причем, как
правило, анонимно).
Оригинальный состав АРАКСА — Юрий
Саахов (соло-гитара), Эдуард Касабов (бас, вокал) и его брат Гарик Касабов
(барабаны) — появился на свет весной 1971 на экономическом факультете
Московского государственного университета. Все его участники были родом из
Азербайджана, что и определило выбор названия (Аракс — река на границе с
Турцией и Ираном, бурный характер которой был под стать напору рок-н-ролла).
Смены состава, неизбежные для студенческих групп, обычно подверженных
воздействию сессий и дипломных работ, привели к тому, что через пару лет
название осталось единственным, что связывало АРАКС с его корнями.
В составе: Касабов (бас, вокал), Юрий
Шахназаров (гитара), Александр Буйнов (клавишные), Александр Лерман (вокал)
(последние трое пришли из СКОМОРОХОВ) и Борис Багрычев (барабаны) — АРАКС
играл на танцах в подмосковных Люберцах, где его в середине 1973 и услышал
впервые Марк Захаров, в ту пору ставший главным режиссером московского театра
им. Ленинского Комсомола.
Захаров, который был захвачен идеями
создания нового театра, искал группу для участия в своих революционных по тем
временам постановках. АРАКС с его профессиональным подходом и мощным
ансамблевым звучанием, стал для него идеальным вариантом.
В середине 70-х годов группа
участвовала в спектаклях Ленкома Тиль (1974) и Автоград ХХI (1975), а также
изредка выступала с концертами в Москве и ее окрестностях. Ее состав в этот
период довольно часто менялся: Буйнов почти сразу же ушел к ВЕСЕЛЫМ РЕБЯТАМ и
его сменил Сергей Рудницкий (клавишные, гитара, бас); Багрычев уступил место
за барабанами Александру Даниловичу, а тот, в свою очередь, Анатолию Абрамову
из ВИСОКОСНОГО ЛЕТА; Лерман собрал свои ВЕТРЫ ПЕРЕМЕН, Касабов ушел, из
люберецкой самодеятельной группы МЫ появился певец и басист Сергей Беликов.
Наконец, в феврале 1978 из ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ в АРАКС был приглашен блестящий
гитарист Вадим Голутвин. Помимо работы в театре, участники АРАКСА снялись в
эпизодической роли в кинокомедии Георгия Данелии Афоня, где спели свой
тогдашний хит Мемуары (на
стихи будущего текстовика КРУИЗА Валерия Сауткина).
В 1978 в составе: Шахназаров,
Голутвин, Беликов, Рудницкий и Абрамов, АРАКС принял участие в, пожалуй,
самой популярной постановке Ленкома тех лет — спектакле Звезда и смерть
Хоакина Мурьеты (музыка А. Рыбникова, либретто П. Грушко по мотивам поэмы П.
Неруды). Спектакль с его оригинальным сюжетом, который романтизировал
биографию чилийского разбойника-аутло, множеством запоминающихся мелодий,
жестким рок-н-ролльным звучанием и весьма смелой сценографией, сразу стал
событием как театральной, так и музыкальной жизни столицы, а затем и всей
страны. Вскоре он был записан на Мелодии и вышел двойным альбомом, пользовавшимся
колоссальным успехом.
В сентябре 1978 Шахназаров, который
был организующей силой АРАКСА на всем протяжении его театральной эпопеи, ушел
в РЕЦИТАЛ Аллы Пугачевой. На его место из джаз-роковой ВИКТОРИИ пришел
виртуозный Тимур Мардалейшвили, а в начале 1979 состав группы усилил скрипач
и певец ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ Анатолий Алешин. Высокий профессиональный уровень
обусловил постоянный спрос на АРАКС как на сессионных музыкантов: в конце
70-х годов они принимали участие в записи музыки Александра Зацепина к телефильмам
31 июня и Узнай меня, тогда же началось их длительное сотрудничество с Юрием
Антоновым.
Новый всплеск интереса к
отечественному року, фестиваль Весенние ритмы в Тбилиси (куда АРАКС был
приглашен, но не поехал) и частичная легализация ряда подпольных групп
подвигли АРАКС на уход из театра на условно-вольные филармонические хлеба — в
апреле 1980 они стали артистами Росконцерта. (Их место в театре тут же заняло
РОК-АТЕЛЬЕ Криса Кельми) Той же весной группа записала на Мелодии материал
своего дебютного диска Колокол
тревоги (он так и не был издан), летом приступили к работе над новой
программой Дай нам сил, Земля (заглавный двенадцатиминутный номер звучал на
ее концертах, еще несколько песен тоже были записаны, но в то время не
изданы). АРАКС много гастролировал, отлично звучал живьем и исполнял на сцене
как собственный материал, так и англоязычные стандарты хард-рока.
В октябре 1980 Беликов решил
вернуться в САМОЦВЕТЫ. Его место занял Евгений Маргулис из находившегося в
стадии распада ВОСКРЕСЕНИЯ. Вместе с ним в АРАКСЕ появились песни его коллеги
по ВОСКРЕСЕНИЮ Алексея Романова: Солнцем
освещенная дорога, Снилось мне, Мне достаточно просто удачи. В этом
составе АРАКС играл до осени 1981, а в августе 1982 был официально распущен
указом Министерства культуры РСФСР.
Рудницкий, а за ним и Маргулис ушли в
новую группу Юрия Антонова АЭРОБУС, а Абрамов и Мардалейшвили стали
участниками группы Стаса Намина, однако весной 1983 покинули ее, прихватив с
собой наминского басиста Александра Минькова, и возродили идею (и отчасти
репертуар) АРАКСА в новой группе с многозначительным названием ФЕНИКС. В 1985
группа была вынуждена сменить имя на ВЕТЕР, потом стала ГЛОБУСОМ, но, в конце
концов, распалась около 1986.
Лишь в 1989, когда большинство
идеологических бастионов безвозвратно рухнуло, Рудницкий смог реорганизовать
АРАКС. В осовремененную версию группы вошли Абрамов, Парфенюк, бывший басист
ДИНАМИКА Сергей Рыжов и экс-гитарист РОК-АТЕЛЬЕ Сергей Березкин.
Андрей
Бурлака
Дискография:
Звезда и смерть Хоакина Мурьеты (Мелодия,
LP, 1978; L-Junction, 1997)
Аракс (A-RAM, 1994)
Кружатся диски 1970—80 (Мелодия,
1996)
|